Инфологика
на главную
 
(495) 231-48-28
Новости

Подписаться на RSS-трансляцию


BETT-2014
06 февраля 2014 

Евгений Козиоров, генеральный директор компании «Инфологика»

BETT-2014. Общий видВ конце января в Лондоне прошла BETT – крупнейшая европейская и мировая выставка инновационных технологий в образовании. В специализированных журналах и изданиях как обычно будет немало тематических обзоров и статей о выставке, я же хочу поделиться своими личными впечатлениями по поводу увиденного, прежде всего о том, что изменилось за год, прошедший с BETT -2013, какие увидел новинки, какие отметил тенденции. Те, у кого нет времени на знакомство с материалом, могут сразу перейти к выводам.

Поскольку специализация нашей компании – интерактивные средства обучения, главным образом речь пойдет о них.

BETT-2014. Общий видBETT-2014. Общий вид

Интерактивные доски

BETT-2014. Интерактивные доскиНачну, конечно, с интерактивных досок - самого популярного на сегодня интерактивного оборудования в образовании.

Впечатление отчетливое: интерактивные доски достигли верха совершенства. Все доски – сенсорные (управление пальцем, маркером, любым предметом), все мультитач (2-4-6-10 касаний), практически у всех представленных производителей - очень хорошее, полнофунциональное программное обеспечение. Всё, что только можно было в интерактивных досках придумать – всё реализовано, причем большим количеством производителей – и хорошо известными мировыми лидерами и многочисленными китайскими производителями. Интерактивные доски и комплексы, выпущенные под своей торговой маркой, можно было увидеть даже на стендах таких китов ИТ-индустрии как DELL, RICOH. Китайских же производителей было, наверное, никак не меньше двух десятков, и это были самые крупные из них, кто может позволить себе выставиться большим стендом на такой крупной и затратной выставке, как BETT.

BETT-2014. Интерактивные доски DELLПрактически сошли с рынка интерактивные доски с технологиями, требующими использования специальных электронных маркеров, - победное шествие по миру планшетов и смартфонов сделало свое дело, люди быстро освоили эти сенсорные «девайсы» и привыкли к ним, а для нового поколения сенсорный ввод, управление пальцем – вообще самый привычный и естественный ИХ способ работы с информацией. Таковы реалии, как бы к этому ни относиться, сделать ничего не возможно, сенсорные устройства стали стандартом «де-факто». Примерно 90% представленных на BETT-2014 интерактивных досок имели в своей основе две технологии - инфракрасную и емкостную, - которые наилучшим образом поддерживают управление пальцем.

Мне было отрадно отметить, что несмотря на технологическую гонку-соревнование у кого доска - «самая мультитач», т.е поддерживает большее количество одновременных касаний, появились среди производителей и холодные головы, которые осознали, что помимо технологического есть и педагогический аспект, который вообще-то главный, и что он налагает разумные ограничения, и «больше» – не значит «лучше». Действительно, практика показывает, что реально с BETT-2014. Интерактивные доскиинтерактивной доской одновременно могут работать 2 человека, ну может быть 3 - в детском саду и в первом-втором классе начальной школы. Большее количество учеников уже просто не умещаются вместе у доски. Не так просто и создавать эффективные интерактивные задания для нескольких учеников и контролировать их выполнение на доске. Наконец, чем больше доска поддерживает одновременно касаний, тем сложнее аппаратному контроллеру доски и программному обеспечению их обрабатывать, в результате появляются задержки в реакции доски на управляющие действия на доске учеников, что в свою очередь создает неприятные моменты на занятиях. Кто с этим сталкивался – понимает о чем речь: ты начинаешь вести линию, а она не прорисовывается, ты начинаешь еще раз, и тут вдруг на экране твои линии проявляются обе сразу. Особенно это неудобно при письме, рукописные буквы и цифры становятся «пляшущими» и неразборчивыми.

Поэтому, например, в Hitachi решили из гонки добровольно выйти, решив, что поддержки 2 касаний вполне достаточно и сосредоточив в новых моделях досок усилия своих инженеров на обеспечении максимально быстрой и надежной одновременной работы 2 пользователей.

 

BETT-2014. Интерактивные доскиОзначает ли это, что интерактивные доски нужно отправлять на свалку истории и списывать в утиль, а тем педагогам, у кого они есть, горевать о том, что у них морально устаревшее оборудование? Конечно же – нет. Наоборот, достигнув полной зрелости и дав за последние 10 лет возможность мировому педагогическому сообществу разработать, освоить и успешно внедрить эффективные педагогические практики работы с такого рода инновационным оборудованием, интерактивные доски остаются на вершине, давая путевку в жизнь новым видам интерактивных устройств, которые используют какие-то появляющиеся новые технологии, и в то же время задействуют то программное обеспечение, те методики и приемы, которые хорошо отработаны в практике работы с интерактивными досками. В ближайшие 2-3 года я не вижу причин для технологических революций в этом секторе. Скорее идет нормальная эволюция, новые разработки дополняют и развивают достигнутое, делая работу педагога с интерактивным оборудованием еще более удобной и продуктивной.

Отметим несколько направлений этого развития, которые мне показались значимыми.

Интерактивные доски «All-in-One».

BETT-2014. Интерактивные доски Некоторые производители досок на BETT-2014 показывали единое комплексное решение на базе интерактивной доски типа “Все-в-одном». То есть «внутрь» доски встраиваются компьютер, звуковые стереоколонки, система управления проектором, документ-камера – получается компактный интегрированный комплекс, в котором есть все необходимое для работы на уроке. Это удобно, у педагога все под рукой. Некоторые производители предлагают такой «апгрейд» доски как опцию, т.е. отдельно заказываемую позицию.

Я, правда, не думаю, что у нас эти несомненно удобные вещи будут хорошо прививаться. Чтобы сформировать спрос на такие вещи, импортерам и дистрибьюторам досок надо показывать их на выставках, проводить информационно-обучающие семинары, знакомить с возможностями, давать рекламу, обеспечить демо-образцами дилеров в регионах, и т.п. Мало кто из дистрибьюторов готов завезти и положить себе на склад дорогостоящие опции с неясными перспективами продаж.

BETT-2014. Интерактивные доски BETT-2014. Интерактивные доски

Интерактивные проекторы.

BETT-2014. Интерактивные проекторы. EpsonИнтерактивных проекторов и специальных модулей, которыми можно дооснащать обычные проекторы, чтобы они превратились в интерактивные, на выставке было представлено довольно много. Прогресс по сравнению с прошлогодней выставкой – очевидный. В прошлом году более-менее работающими были интерактивные проекторы, оснащенные обязательным специальным маркером, пользоваться которым на самом деле весьма неудобно. Из сенсорных интерактивных проекторов, с управлением пальцем, было заявлено два, но они были больше лабораторными образцами, BETT-2014. Интерактивные проекторы. Hitachi работали неустойчиво, и сроки выпуска серийной продукции производители старались не называть. На BETT-2014 я уже встретил множество хороших, сенсорных, мультитач, вполне устойчиво работающих интерактивных проекторов и приставок к ним. Проблема технологически решена. Другое дело, что традиционные производители досок не очень торопятся создавать самим себе конкурирующую среду, и не так активно продвигают свои модели проекторов, а фирмы из числа производителей проекторов, но не досок, не в состоянии обеспечить высокие требования педагогического сообщества в плане программного обеспечения и методической поддержки, такие вещи по щучьему велению не делаются, нужны целенаправленные усилия, вложения и время.

Интерактивные панели.

Еще один очевидный тренд – расширение предложения интерактивных панелей, в основном LED-панелей. Экспоненты завлекали посетителей и специалистов (а, пожалуй, все посетители выставки – это специалисты, работающие в области образования и высоких технологий, праздных зевак на этих выставках не водится) непривычно большими LED -экранами – 60-70-80 дюймов – хотите? - Пожалуйста к нам! Разрешение супер-ультра-HD? - Извольте! В общем индустрия LED-панелей быстро развивается благодаря высокому спросу в бытовом секторе, цены снижаются, и это позитивно сказывается и на образовательном секторе. Правда, что касается интерактивных LED-панелей, цены все же заметно выше классической пары интерактивная доска+проектор, особенно в диапазоне размеров 70-80 дюймов по диагонали, кроме того такие устройства достаточно тяжелые, их установка на стену также требует определенной квалификации от инсталляторов. Но прогресс налицо. Для переговорных комнат, небольших конференц-залов – волне созревшее решение. Для широкого образования – пока, на мой взгляд, - нет.

Интерактивные стены

Обратил внимание на «интерактивные стены» на стендах известных компаний. Это когда несколько досок или панелей или интерактивных проекторов устанавливаются в ряд и «сшиваются» в одну большую интерактивную поверхность. Интересное решение для бизнес-структур и вузов.

BETT-2014. Интерактивные стены Samsung BETT-2014. Интерактивные стены RICOH

Монтажные стойки для работы с интерактивными устройствами.

Это оборудование всегда интересно представлено на BETT, каждый раз встречаешься с чем-то особенным и необычным. Стойки для панелей с углом наклона, превращающиеся в зависимости от угла наклона либо в доску, либо в сенсорный киоск или планшет, либо в интерактивный стол. Ручные и моторизованные. Некоторые примеры есть на фотографиях.

BETT-2014. Стойки для интерактивных панелейBETT-2014. Стойки для интерактивных панелейBETT-2014. Стойки для интерактивных панелейBETT-2014. Стойки для интерактивных панелей


Интерактивные столик

 

BETT-2014. Интерактивные столикиМодные штуки, представленные в прошлом году лишь устройствами от Смарт и Прометей, на BETT-2014 были уже представлены разными фирмами, китайскими, португальскими и даже румынскими. С учетом достижений в области LED-панелей и развития мультитач технологий столики такие стало делать не так уж сложно. Основными заказчиками здесь выступают дошкольные учреждения и это понятно. Другое дело, чтоBETT-2014. Интерактивные столики методическая база здесь еще очень сырая, только-только начинает формироваться, педагоги и специалисты образования пробуют и проверяют на практике методики и приемы работы с детьми с использованием этих устройств, пока еще очень ограниченный набор хороших образовательных ресурсов, позволяющих использовать возможности интерактивных столиков не просто для развлечения, а с конкретными образовательными целями.

Столики эти, конечно, производят на наших неизбалованных инновационными тBETT-2014. Интерактивные столикиехнологиями воспитателей ДОУ сильное первое впечатление, и уже немало таких столиков их продано благодаря этому «вау-эффекту» и в российские детские сады, в том числе и нами. На мой взгляд, особенно с учетом сегодняшнего уровня цены (300-500 тыс р), для детского сада, который приобретает такой столик, это пока в большей степени дорогая игрушка, чем образовательный инструмент, что-то вроде «знака отличия», когда соображения престижности имеют важное BETT-2014. Интерактивные столикизначение. Я считаю, что переходить к столикам педагогам ДОУ имеет смысл после того, как они научатся эффективно использовать в своей работе интерактивную доску – наиболее отработанный методически на сегодня инструмент, с большим количеством готовых ресурсов – и от софтверных фирм, и разработанных самими педагогами и размещенных на интернет-площадках различных педагогических сообществ. Наконец – столик предназначен для одновременной работы четырех детей (может быть шести – это не принципиальBETT-2014. Интерактивные столикино). Много это или мало? Меня всегда занимал вопрос – когда за столиком занимаются 4 ребенка в группе, что делают в это время остальные? И еще вопрос – многие ли педагоги пробовали организовать одновременную работу хотя бы 2-3 детей, например, на интерактивной доске. Кто пробовал – тот знает. Непросто! А со столиком еще сложнее. Поэтому, на мой взгляд, для детских садов, где еще нет никаких интерактивных устройств (а таких среди наших ДОУ пока подавляющее большинство), правильным будетBETT-2014. Интерактивные столики начать путь в мир интерактивных технологий с интерактивной доски. Если это доска от одного из ведущих производителей, кто смог наладить в России более-менее нормальное обучение педагогов и поддержку, детсадовские педагоги и воспитатели справятся. За последние два года мы неоднократно имели в этом возможность убедиться на примере наших московских и далеко не московских клиентов из числа ДОУ. Кто захочет, у того доска на занятиях будет использоваться очень продуктивно, и интересно, и полезно.

Ну а столики? – А столики потом.

 

Интерактивные полы

BETT-2014. Интерактивные полы и пространстваЕще одна модная тема, из того же ряда, что и интерактивные столики. Эти новинки тоже моментально стали предлагаться (по цене 200-300 тыс р) нашими российскими продавцами нашим российским детским садам, как только у тех стали появляться какие-то деньги на закупки оборудования. Поскольку такие интерактивные полы перекочевали в детсады прямо из торгово-развлекательных центров, то в комплекте с такими устройствами нередко идет (совершенно бесплатно!) коллекция с 10-20 «интерактивными ресурсами», которые при ближайшемBETT-2014. Интерактивные полы и пространства рассмотрении (уже после покупки), оказываются рекламными картинками помады, бижутерии, и т.п., и даже полураздетых девушек, что производит сильное впечатление не только на детей, но и на воспитателей. А вот соответствующий образовательным и лечебным целям контент как правило, отсутствует..

На BETT-2014 свои разработки в этом сегменте интерактивного оборудования показывало несколько фирм - практически все те же, что были и в прошлом и в позапрошлом году. BETT-2014. Интерактивные полы и пространстваИ размещались они в SEN-зоне (Special Education Needs), по-нашему для коррекционных школ и детсадов. Характерно, что эти фирмы рассматривают само оборудование как необходимую вспомогательную часть комплекса. Главное – контент. За этот продуманный и полезный контент зарубежные потребители интерактивных полов из сферы образования готовы платить деньги, и именно контент является основным источником заработка поставщиков-интеграторов, предлагающих такие интерактивные решения.

Вообще, что касается SEN-оборудования - для занятий с детьми с проблемами здоровья,- это всегда на BETT очень интересно и познавательно, я многие устройства увидел там впервые и никогда даже не слышал о них у нас. И это большая тема, которая требует особого разговора.

Образовательные ресурсы

Конечно же, огромное место на выставке занимали образовательные ресурсы.

Сотни компаний от гигантов софтверной индустрии до небольших фирм-разработчиков представляли множество великолепных цифровые образовательных ресурсов, коллекций, интернет-порталов, предназначенных для педагогов, родителей, детей.

 

И в заключение одной строкой еще несколько моментов, которые удалось отметить:

- В цифровых лабораториях теперь наряду с ноутбуками широко используются планшеты.

BETT-2014. Цифровые лабораторииBETT-2014. Цифровые лаборатории

- Для мобильных компьютерных классов появились новые симпатичные и удобные тележки, только теперь вместо ноутбуков они оборудуются местами для хранения планшетов.

BETT-2014. Мобильные классыBETT-2014. Мобильные классы

- Было интересно посмотреть-потрогать образцы учебной мебели.

BETT-2014. МебельBETT-2014. МебельBETT-2014. Мебель

 

Так как выставка в этом году была юбилейной – уже тридцатой(!), организаторы посреди павильона выстроили огромную стену, на которой все желающие могли в виде рисунков или записей выразить свое представление о том, каким будет образование в ближайшем и более отдаленном будущем.

Стена BETT-2014 Стена BETT-2014 Стена BETT-2014 Стена BETT-2014 Стена BETT-2014

На BETT-2014 конечно же было представлено и много другого инновационного оборудования для применения в образовательных учреждениях. Надеюсь, что о нем подробно расскажут мои коллеги из других компаний и журналисты.

Стенд Smart Стенд PrometheanСтенд Promethean

BETT-2014. Управление жестами BETT-2014. LED-панельBETT-2014. Микроскоп

 

Выводы:

  1. Интерактивные доски достигли верха совершенства. Все доски – сенсорные (управление пальцем, маркером, любым предметом), все мультитач (2-4-6-10 касаний), практически у всех представленных производителей - очень хорошее, полнофунциональное программное обеспечение. Всё, что только можно было в интерактивных досках придумать – всё реализовано, причем большим количеством производителей – и хорошо известными мировыми лидерами и многочисленными китайскими производителями. В общем, дальше идти некуда, и пора, наконец, серьезно заняться эффективностью их использования - качественным обучением педагогов, методической поддержкой, интерактивными ресурсами.
  2. Интерактивные проекторы за прошедший с прощлой выставки год из «гадкого утенка» превратились в лебедя. Сенсорные, с управлением пальцем. Мультитач. А самое главное – нормально, надежно работают. И проекторов таких - не пара сырых инженерных образцов, как было на BETT-2013, а много, и у самых разных производителей.
  3. Резко возросло количество интерактивных LED-панелей на стендах компаний-экспонентов BETT-2014. В том числе больших размеров, подходящих по размеру для наших стандартных учебных классов и аудиторий – с диагональю 60-70-80 дюймов и даже больше. Цены на интерактивные панели за год существенно снизились, они стали более-менее доступными по цене, хотя и остаются еще заметно дороже комплектов «интерактивная доска+проектор» или интерактивного проектора.
  4. Заметно расширилось предложение в плане технологического разнообразия форм использования интерактивного оборудования и удобства работы (интерактивные доски « All-in-One » - со встроенным ПК, звуковой системой, документ-камерой и системой управления; интерактивные стены; подставки и моторизованные стенды с изменяемым углом наклона; интерактивные столики; интерактивный пол)
  5. Беспроводные планшеты, типа iPad, стали обычным компонентом учебных комплексов, активно используются в составе цифровых лабораторий, в мобильных компьютерных классах, для систем тестирования и опроса.

Показать все новости
Вернуться на главную

 
Инфологика
Демозал: Москва, ул. А.Дикого, д. 18Б, оф. 113. Тел: (495) 231-48-28, 364-2147
E-mail: presentat@infologics.ru
создание сайта - студия DesArt